timyan_omsk (timyan_omsk) wrote,
timyan_omsk
timyan_omsk

Categories:

1908-ой,ралли Нью-Йорк-Париж в Омске

В этом году исполнилось 105 лет со дня, когда был дан старт этой великой гонке мирового масштаба! Почему затронул тему? Маршрут соревнований проходил через Омск, о чем свидетельствуют записи в бортовых книжках участников. Поэтому читателю наверняка будет интересно узнать, как разворачивались события "войны агрегатов". Внимание,старт!
Zastavka_750
Идея трансконтинентальных автопробегов родилась уже на заре автомобилизма — в начале 1900-х. Одним из первых марафонов была гонка из Пекина в Париж, состоявшаяся в 1907 году. Тогда итальянский князь Боргезе на автомобиле Itala успешно преодолел евразийское бездорожье и финишировал во французской столице. Интерес публики к пробегу оказался столь высоким, что журналисты поняли,что это золотое дно. Тут и родился фантастический замысел, устроить гонку из Нью-Йорка в Париж через Аляску и Чукотку!
1race_750
Стартовав в Нью-Йорке, участники должны были пересечь североамериканский континент по диагонали: доехать до Чикаго, а оттуда через территорию Канады попасть на Аляску. Затем, переправившись через Берингов пролив, оказаться на Чукотке. Далее планировалось преодолеть Якутию, спуститься на юг до Иркутска и уже вдоль Транссибирской магистрали следовать на Запад в Европу — через Москву, Санкт-Петербург, Варшаву и Берлин на Париж.
Безымянный
Старт назначили на самое начало 1908 года — чтобы успеть пересечь Берингов пролив по льду. Только вдумайтесь: даже в наше время такой маршрут для автомобилей практически непреодолим. А ведь дело происходило 100 лет назад, когда отсутствовали нормальные дороги и бензозаправки, а автомобили были лишены даже отопителей!
49b441cf8bcdafc6b23d48ffbd2
В день старта 12 февраля 1908 года на Таймс-сквер в Нью-Йорке собралась толпа, в которой терялись шесть гоночных машин и их экипажи, семнадцать отважных марафонцев. На каждом автомобиле было по два флага — один национальный, один американ­ский. Тому, кто первым доставит звезд­но-полосатое полотнище в Париж, был обещан приз автомобильного клуба США — целая тысяча долларов и кубок от организаторов.
В 11 часов 15 минут человек на трибуне дал старт выстрелом из позолоченного пистолета — величайшая автомобильная гонка началась.
Первой жертвой бездорожья уже через два часа после старта пала французская команда. Их Sizaire-Naudin проехала всего... 71 километр! У нее отвалился зад­ний мост, а починка оказалась невозможной.
4_1281799115
В пути до Аляски с дистанции сошли еще два экипажа. Участники должны были пересечь Берингов пролив и с Чукотки отправиться через Сибирь. Даже в наше время эта часть маршрута выглядит чистым безумием — неудивительно, что трехметровые снежные заносы на Аляске оказались непреодолимыми для тогдашних машин. Было решено переправить их на пароходе до Ситэл. На узких японских дорожках выбыл из гонки еще один экипаж и во Владивосток 22 мая прибыли только три команды: германская, итальянская и американская.
f0e3d0d1e0e338c33eaecec529d_prev
Дорога через Сибирь оказалась не легче, чем путь через Северную Америку. Иногда скорость измерялась метрами, а не километрами в час. Бывали случаи, когда машины шли по речному мелководью — или по шпалам Великого сибирского пути. Однажды застрявший на рельсах автомобиль вызвал недовольство местного железнодорожного начальства, поскольку мешал движению поездов. Последовал строжайший запрет на движение машин по шпалам, но действовал он недолго. По счастливой случайности в следующем поезде ехал Великий князь Сергей Михайлович, увлекавшийся автомобилизмом. Увидев из окна вагона мучения гонщиков на бездорожье, он отменил запрет.
probeg_002
В нашей местности на отдельных участках трассы пробега автомобилисты двигались при помощи «конной тяги». 17 июня в 3 часа дня в Омск прибыл первый из участников этого автопробега американец Шустер и его напарник немец Кеттель на машине «Томас Флайер». Осмотрев город, подкрепившись и отдохнув автопутешественники в 4 часа ночи выехали в сторону Ишима и Тюмени. Но через 50 верст автомобиль лидера гонки сломался. Видимо, поломка была нешуточной, поскольку до Тюкалинска «Томас Флайер» добрался только через неделю.
67jah5-hql
5yimxk-z0e
О других же участниках пробега газеты дореволюционного Омска сообщали следующее: «В пятницу, 20 июня, перед вечером прибыл второй автомобилист гонки Нью-Иорк-Париж-Фукс, остановившийся в гостинице «Россия». Он весьма жалуется на наши дороги. Автомобиль Фукса прошёл без поломок, но остановился для чистки и осмотра машины во избежание неприятных сюрпризов в дальнейшем пути… 25 июня, в среду вечером из Омска выехали участники гонки Нью-Йорк-Париж германские подданные Роберт Фукс и Кастар Нейберг».
842a7a3c4642ecb7d0fab5c7014_prev
Через полмесяца, 11 июля 1908 г. в Омск приехал последний участник автогонки Шейнфонгель, которому, как пишет «Омский телеграф», "…по дороге очень не повезло. Сперва его задержал разлив реки, пришлось возвращаться в Иркутск, потом очень плохая погода, раскисшая дорога, поломка и замена рессоры. Он не теряет надежды нагнать товарищей, хотя первый из них уже в Петербурге».Не сумел он никого догнать по нашим дорогам."
Позже было получено известие, что итальянский автомобиль «Zust», последний из шести автомобилей, предпринявших пробег Нью-Йорк-Париж,отказался продолжать гонку, находится в настоящее время в Омске, где приводится в порядок. Но устранив поломки, этот экипаж все же добрался до финиша.
1591
Через пять с половиной месяцев после старта, 26 июля 1908 года, немцы первыми достигли Парижа. Четырьмя днями позже, 30 июля, преодолев 35 тысяч километров, на финише оказался Thomas Flyer. Итальянцы отстали от лидеров не на часы, а на месяцы, финишировав только 17 сентября. Однако при подведении итогов германская команда получила один пятнадцатисуточный штраф за железнодорожное путешествие до Сиэтла и еще 15 штрафных суток за то, что немцы не были на Аляске. И победителем признали американскую команду!
1366574_original
Subscribe

  • Ленинградский мост, на пути к 55 летию!

    После войны, началась грандиозная застройка в центре Омска. На берегу Иртыша, по направлению к железнодорожному вокзалу, планировалось возвести новый…

  • "Пегасы"в омском небе

    Появление этого любопытного самолёта далеко не случайно. К концу 1941 года, когда советские вооруженные силы потеряли почти 20000 танков (эта цифра…

  • Дом "дураков" и его скверное прошлое

    Этот дом-один из ярких представителей застройки сталинских времен. Находится недалеко от железнодорожного вокзала и носит адрес: улица Труда, 49. До…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments