timyan_omsk (timyan_omsk) wrote,
timyan_omsk
timyan_omsk

Categories:

"Пегасы"в омском небе

Появление этого любопытного самолёта далеко не случайно. К концу 1941 года, когда советские вооруженные силы потеряли почти 20000 танков (эта цифра вполне реальна, на 22 июня танковые части располагали 25886 боевыми машинами типа Т-26, Т-28, Т-34, Т-35, Т-40, КВ-1/КВ-2, БТ-5/БТ-7 и Т-37\ Т-38, а к декабрю их было не более 1800, в бой пошло всё – даже “древние” лёгкие танки МС-1 и танкетки Т-27) и более 10000 самолётов, советское командование ВВС всерьёз задумалось над созданием лёгкого и недорогого в производстве штурмовика, способного производиться в огромных количествах. Такой проект был представлен Дмитрием Томашевичем – конструктором, ранее работавшим в КБ Поликарпова и Туполева. Конструктор предлагал довольно смелое решение проблемы борьбы с вражеской бронетехникой. По его мнению, разработка подобного штурмовика заняла бы не многим более трёх месяцев, а к 1 июля 1943 года можно было произвести порядка 15000 машин. Руководство согласилось на постройку малой серии из 5 самолётов.
z_dc5a1b1b
В пояснительной записке к эскизному проекту говорилось о том, что «Пегас» разрабатывался как специальный противотанковый самолет, а потому не требовал «большинства характеристик и оборудования, входящих в понятие современного военного самолета».
Планировалось, что самолет будет простым и дешевым в производстве. Томашевич разработал его конструкцию из недефицитного сырья, не применяемого ранее в авиации. Основной материал – сосна, строительная фанера; в минимальном количестве использовались нелегированная сталь, кровельное железо и низкосортные сплавы алюминия. В качестве производственной базы предполагалось выбрать любое предприятие местной промышленности, например завод сельскохозяйственных машин.
На самолет предполагалось установить хорошо освоенные авиапромышленностью и широко распространенные двигатели М-11 – недорогие, надежные и простые в эксплуатации. По расчетам расход топлива для обеспечения боевого вылета пяти противотанковых самолетов был эквивалентен заправке одного Ил-2.
240709_Pegas_0
Кабина пилота представляла собой короб из нескольких бронеплит общим весом около 300 кг. Они надежно защищали летчика от поражения ружейно-автоматным огнем, а также от пуль крупнокалиберного пулемета. Бронекоробка крепилась к деревянной хвостовой части фюзеляжа, имела простейшие формы и была составлена из четырех плоских панелей, обшитых фанерой.
В октябре 1942 года было принято решение о постройке пяти опытных экземпляров. Для борьбы с танковыми соединениями Вермахта Томашевич предложил создать воздушную противотанковую армию. Ее так и называли – «противотанковая армия Томашевича». Для этой цели предполагалось построить 15 тысяч бронированных самолетов.
Зимой 1942-43 годов на Омском авиазаводе изготовили три опытных самолета «Пегас», обозначенных соответственно 01, 02 и 03. Машина представляла собой цельнодеревянный низкоплан, отличительной чертой которого был длинный «щучий» нос фюзеляжа с выступающим из него крупнокалиберным пулеметом. Летные испытания показали, что «Пегас» не так уж прост в управлении, как предполагали: в полете наблюдалось продольное раскачивание при установленном наружном вооружении, вибрация хвостовой части на некоторых режимах. Носовая часть затрудняла обзор вперед - вниз при заходе на цель. Поэтому к лету 1943 года был построен экземпляр 04, который значительно отличался от первых трех. Испытания 04 проходили в июле 1943 года по сокращенной программе. Было отмечено улучшение обзора и повышение маневренности, появилась возможность полета на одном моторе. Вооружение и бронирование признали удачными. Однако никаких решений по поводу массового выпуска противотанкового самолета принято не было. Все четыре опытные машины отправили на полигон авиационных вооружений для отработки тактики применения.
peg_plan1

peg_plan2
Работы над проектом были прекращены: слишком грандиозной представлялась программа – 15 тысяч самолетов, столько же летчиков, да еще 30 тысяч авиамоторов! Официально были названы следующие причины отказа от массовой постройки «Пегаса». Во-первых, испытатели считали, что мощности двух двигателей М-11 для ведения полноценных боевых действий недостаточно. Во-вторых, авиапромышленность не могла обеспечить выпуск такого количества моторов. Кроме того, на фронт поступало значительное количество танков Т-34 и штурмовиков Ил-2, которые достаточно эффективно противостояли бронетехнике противника. По сути и замыслу «Пегас» был самолетом тотальной войны, резервом на случай ухудшения военной и экономической ситуации. К счастью, этот «резерв» так и не был востребован.

Другие сведения о дальнейшей судьбе самолетов 01, 02, 03 и 04 отсутствуют.
Subscribe

  • Ленинградский мост, на пути к 55 летию!

    После войны, началась грандиозная застройка в центре Омска. На берегу Иртыша, по направлению к железнодорожному вокзалу, планировалось возвести новый…

  • Дом "дураков" и его скверное прошлое

    Этот дом-один из ярких представителей застройки сталинских времен. Находится недалеко от железнодорожного вокзала и носит адрес: улица Труда, 49. До…

  • Сосиски в тесте,из детства

    Прочел книгу о быте дореволюционного Петербурга. Заметил там одну тонкость, многое строится на очерках обычных жителей. Да! Они просто брали и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments